Жозеф Нисефор Ньепс (7 марта 1765 – 5 июля 1833) – впервые (в 1820 г.) нашел способ закрепления изображения, получаемого в камере-обскуре, используя в качестве светочувствительного вещества асфальтовый лак. Этот процесс был назван им «гелиография» (в переводе с греческого – «нарисованная светом»).
Талантливый художник-декоратор и энергичный предприниматель Луи Жак Манде Дагерр (18 ноября 1787 – 10 июля 1851) открыл в Париже театр нового типа – знаменитую «Диараму». Новизна техники декораций в «Диараме» заключалась в том, что картины декораций были написаны (самим Дагерром) на тонком полупрозрачном материале и поочерёдно менялись и освещались специальными прожекторами. Великолепное качество декораций и удачно подобранный репертуар нового театра обеспечили громадный успех этого предприятия, в том числе и финансовый. Однако самому Дагерру – человеку с творческим началом – было слишком утомительно ежедневно выполнять большой объём стереотипной работы, связанной с постоянным копированием изображений через камеру-обскуру. У него появилась идея о закреплении светового изображения, получаемого в камере-обскуре, т.е. идея фотографии.
Начиная с 1826 г. Луи Жак Манде Дагерр организует в своём театре тайную лабораторию по разработке своего способа фотографии (получившего в последствии название «Дагерротипии»), и прилагает значительные усилия для решения этой задачи, но в таких делах необходим опыт профессионала, которым художник не обладает. Встреча первооткрывателя фотографии – разорившегося на попытках коммерческой реализации своих новаторских идей Ньепса – с уже довольно состоятельным Дагерром была предопределена. В 1829 г. они подписывают договор сроком на 10 лет о совместном проекте под названием «Гелиография, изобретённая г-ном Ньепсом и усовершенствованная г-ном Дагерром». В это время Ньепсу уже исполнилось 64 года, Дагерр же был моложе своего компаньона более, чем на 20 лет. Они вместе ведут интенсивные совместные поиски, проверяют десятки гипотез и, наконец, изобретатели пробуют йод в качестве светочувствительного вещества. Ньепс не очень-то верит в йод, поскольку уже делал опыты с галогенидами серебра и хорошо знает, что подобное изображение необратимо чернеет при извлечении пластинки на свет. К сожалению, Ньепс и Дагерр пока не знают, что ещё в 1818 г. английский астроном и физик Джон Гершель (1792 – 1871) обнаружил свойство гипосульфита прекращать почернение на свету иодистого серебра (т.е. закреплять изображение). Нисефор Ньепс скончался в 1833 г. Согласно договору между Ньепсом и Дагерром, продолжателем и наследником дела отца оставался сын Ньепса – Исидор Ньепс, но молодой человек продаёт оставшуюся часть родового имения и всё чаще занимает в долг у Дагерра. Наконец, Дагерр возвращается к опытам с иодидом серебра и открывает способ фиксации светового изображения. Продолжая разрабатывать идею применения гелиографии для выполнения стереотипных работ в своей «Диараме», он использует металлический лист, пластину размером 216х164 см, покрывает её тонким слоем серебра и помещает в ящик, на дне которого был насыпан порошок иода. Через небольшое время пары иода за счёт образования светочувствительного иодида серебра окрашивали серебряный слой пластины в красивый розовый цвет. После экспозиции в камере-обскуре выполнялось проявление. Для этого в другой ящик помещалась подогреваемая на спиртовке ванночка со ртутью и проявляемая пластина. Пары ртути оседали на светлых участках пластины и проявляли изображение (позитив). Качество таких изображений было очень хорошим. Джон Гершель, увидев «гелиогравюры» Дагерра в 1839 году, воскликнул: «Это чудо!» 27 сентября 1835 года во французской газете «Л’Артист» появилась заметка: «Дагерр нашёл, как говорят, способ получать в камере-обскуре на изготовленной им пластинке изображение. Таким образом, портрет, пейзаж или любой вид, проектируемый на эту пластину в обычной камере-обскуре, оставляет на ней свой отпечаток в свете и тени и является наиболее совершенной из всех картин. Препарат, нанесённый на это изображение, сохраняет его бесконечно». Об этом открытии писали все газеты того времени. В 1838 г. на улицах Парижа то там, то тут появлялись светонепроницаемые палатки, переносные лаборатории г-на Дагерра, где он получал великолепные фотографии исторических архитектурных памятников Парижа. Талантливый актёр и опытный предприниматель Дагерр обставлял все свои работы с необычайной таинственностью, и вокруг этих палаток всегда шумела любопытная толпа. Но для самого Дагерра уже была очевидна несостоятельность его надежд на организацию коммерческого предприятия на этой основе. Весь процесс «дагерротипии» можно было выполнять только непосредственно после экспозиции, его нельзя было никак засекретить и, следовательно, «приватизировать». Любой желающий, выполнив эту работу единожды, мог повторять её сколь угодно раз уже без участия изобретателя и передавать свой опыт кому угодно. Это небольшое коммерческое разочарование на уровне одного человека стало огромным шагом вперёд на уровне общемировой науки.
Принцип действия фотографии основан на фиксировании с помощью химических и физических процессов изображений, получаемых с помощью света, а так же с помощью электромагнитных излучений других диапазонов волн. Получение изображений с помощью отраженного от предметов света получали еще в глубокой древности и, кстати, использовали для живописных и, возможно, технических работ. Использовался метод, названный позже ортоскопической фотографией. который не требует оптических приспособлений, но только узких щелей или малых отверстий. Проектировались изображения на противоположные от этих щелей или отверстий поверхности. Позже метод был усовершенствован с помощью оптических приборов, помещаемых на место щели или отверстия. Метод послужил основой для создания камеры, ограничивающей получаемое изображение от засветки не несущим изображение светом. Камера позже была названа обскурой. После изобретения метода фиксации изображения сразу или почти сразу несколькими изобретателями, камера-обскура стала конструктивным прообразом фотографического аппарата. Название «фотография» было выбрано как наиболее благозвучное из нескольких вариантов во Французской академии в 1839 году.
Источник: http://www.hrc.utexas.edu/exhibitions/permanent/wfp/ |